svobodnye radikalyПри перемещении как электронов, так и атомов в молекуле, либо высвобождается, либо потребляется энергия. Количество энергии контролируется самим организмом, а её резерв производится в участках, называемых митохондриями, в каждой клетке организма. Производимая митохондриями энергия и есть та самая ATФ, которую вводят в виде инъекций ослабленным людям, чьи клетки не в силах адекватно её воспроизводить. Примитивно рассуждая, мы все живём благодаря энергии Солнца, аккумулируемой в растениях. Животные поедают растения и таким образом получают энергию. Хищники (и человек в том числе) поедают животные белки, растительность – и получают энергию. Таким образом, количественно мы получаем энергию в зависимости от качества и объема пищевого сырья. В принципе идеальной «пищей» является кровь, но этот текст – не пособие по каннибализму, а своего рода «шпаргалка» для забывчивых, чтобы читатель мог пройти шаг за шагом все ступеньки, объясняющие ему сам процесс жизни. Когда молекула получает электрон – это восстановление, а когда отдаёт – окисление (ещё точнее: кислород – окисляет, водород – восстанавливает). Отданный электрон разбивает электронную пару, превращая молекулу в свободный радикал или прооксидант, который сразу становится очень реакционноспособным. Прооксидант стремится вступить в реакцию с соседними электронейтральными молекулами, обеспечивая тем самым цепную реакцию окисления-восстановления. Понятно, что количество свободных радикалов должно быть в пределах, оптимально необходимых для успешного процесса – жизнедеятельности, от глубокого сна до тяжёлой физической работы. В среднем свободные радикалы составляют 5% от общего числа молекул. Это – всего лишь очередь из делящихся клеток! Чья очередь делиться – там и оксиданты определяются. Контроль за содержанием необходимой сиюминутной нормы свободных радикалов здоровый организм ведёт сам: он у нас саморегулирующийся, при условии, что оптимально сбалансирован по всем необходимом компонентам. Когда баланс нарушается, возникают патологии (нарушения, отклонения от нормы). Ярчайшим примером может служить одно из самых распространённых заболеваний, которое врачи фиксируют, но не умеют лечить: это – вегетососудистая дистония.
 
  • ЧЕМ ОПАСЕН ИЗБЫТОК СВОБОДНЫХ РАДИКАЛОВ
  • СВОБОДНЫЕ РАДИКАЛЫ И КЛЕТОЧНЫЙ ИММУНИТЕТ
  • ВЛИЯНИЕ СВОБОДНЫХ РАДИКАЛОВ НА КРОВЕНОСНУЮ СИСТЕМУ
  • РОЛЬ ФЕРМЕНТОВ В СДЕРЖИВАНИИ СВОБОДНЫХ РАДИКАЛОВ
  • ВОЗДЕЙСТВИЕ ПЕРЕКИСНЫХ РАДИКАЛОВ НА ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
  • СДЕРЖИВАНИЕ СВОБОДНЫХ РАДИКАЛОВ

Сегодня во многих публикациях отмечается роль свободных радикалов в появлении и развитии онкозаболеваний, а в наиболее «продвинутых» – прямо декларируется, что прооксиданты и есть основная причина рака. Сущность онко- и подобных заболеваний, вроде рассеянного склероза (в основе причин, приводящих к появлению заболевания, именуемого «рассеянный склероз», лежит поражение организма трихомонозом, а это – онкология) и других «аутоиммунных агрессий», мы рассмотрим далее А пока снимем испуг с переначитавшегося читателя: прооксиданты лишь способствуют началу и развитию рака, готовят для него почву Конечно, это – не самое радикальное утешение, но стресс снять должно По сути, избыточное количество свободных радикалов «всего лишь» нарушает нормальный ход обменных процессов. Это ещё не повод для паники, но меры по нормализации лучше не затягивать: чем быстрее восстановим «status quo», тем меньше шансов проявиться отдалённым последствиям нарушений А последствия, как уже отмечалось, могут быть самые разнообразные, но все – плохие Поэтому, чтобы знать «врага в лицо» еще лучше, последовательно рассмотрим роль прооксидантов в обеспечении «преддверия» заболевания и соответствующие меры предотвращения патологий.

Клетка живёт и функционирует именно благодаря свободнорадикальным процессам, но лишь в том случае, когда поддерживается состояние оптимальной достаточности, без шараханий в ту или другую сторону от нормы. Норма – это когда человек ничем не болеет: обменные процессы стабильны, пища усваивается по максимуму, выводящие системы работают без сбоев и не вызывают дискомфортных состояний. Даже выделения у здорового человека не имеют запаха! Достигается такое благополучие не только ассортиментом и режимом питания, но и следующими факторами: пол, возраст, физиологическое состояние (продолжение роста, беременность, степень равномерности и интенсивности физических и умственных нагрузок), пора года, фаза луны и ещё целый ряд существенных и, на первый взгляд, – не слишком существенных внешних обстоятельств, способных влиять на нормальный ход жизненных процессов. Чем выше уровень иммунитета и энергетики, обеспеченный стабильностью оптимально протекающих обменных (то есть – свободнорадикальных) процессов, тем быстрее проходит период адаптации организма к резким, подчас – экстремальным, изменениям окружающих условий.

Так как все жизненные процессы напрямую связаны с состоянием кровотока, то без одновременного анализа состояния сосудистой системы рассматривать то же пищеварение – бессмысленно. Что могут натворить в кровеносных сосудах свободные радикалы? Правильно: спровоцировать атеросклероз. Современные теории медицины признают, что механические повреждения оболочки, выстилающей стенки кровеносных сосудов, уже не считаются единственной причиной атеросклероза. Виновными начали считать перекисные радикалы. Вырисовывается такая гладкая картина: при избытке перекисных радикалов клетки-макрофаги (это – якобы «лимфоциты», наши «защитники») начинают как бы прилипать к стенке сосуда, вклиниваться в нее; высокий уровень липопротеинов (или – липидопротеинов, это одно и то же) низкой и очень низкой плотности («плохой» холестерин) в крови способствует оседанию их в макрофаге – образуется так называемая «пенистая» клетка; она увеличивается в размерах; туда же откладываются соли кальция, и через некоторое время на этой основе формируется атеросклеротическая бляшка. Из-за таких вот бляшек в коронарных сосудах сердца и делают операции по шунтированию (повреждённые участки вырезают, а на их место подсаживают новые, часто – обходные). Если операцию не делать, то больному прописывают препараты, снижающие вязкость крови. Запомнили? И совершенно зря, так как на самом деле механизм образования «бляшек» совсем другой. Но приятно уже то, что медики начали мыслить нетривиально, хотя и не до конца верно. Единственное, что правильно в бытующей сегодня теории – то, что свободные радикалы играют роль провокаторов.

Когда патологически нарушается рН, свободные радикалы «перепрыгивают» планку допустимой нормы. Как их сдерживать? В идеале – организм сам всё отрегулирует. Для этой цели в арсенале средств саморегуляции наш организм имеет антиоксиданты. Как уже отмечалось, антиоксиданты бывают эндогенные (в нашем случае – поступающие извне, с пищей) и экзогенные (образуемые в самом организме). Первые – витамины, вторые – витамины и ферменты. Роль ферментов здесь – главенствующая, особенно у металлопротеидов, основные из которых – супероксиддисмутазы, представленные тремя видами, в зависимости от того, ион какого металла входит в их состав: железо,марганец или цинк. Выше по тексту вы должны были уяснить, насколько важно иметь в организме весь ассортимент микро- и макроэлементов, витаминов и аминокислот, и как важно своевременно этот ассортимент пополнять. Супероксиддисмутаза, связывая перекисный радикал, переводит его в менее токсичное промежуточное соединение. Из промежуточного соединения ферменткаталаза помогает получить интактное (неактивное) соединение, практически – воду. До тех пор, пока оба эти фермента, супероксиддисмутаза и каталаза, присутствуют в организме в достаточном количестве, обменные процессы контролируются. Конечно, при непременном условии, что нет дефицита витаминов – тоже, кстати, антиоксидантов.

Когда пища попала вам в желудок и начала расщепляться, рН желудочного сока подскакивает до 1,2 (очень кислая среда) и по мере переваривания пищи медленно опускается до 7,0 На отметке рН, равной 4,8, обычно фиксируется максимум свободных радикалов В гастроэнтерологии принято считать это состояние, если процесс затягивается, повышенной кислотностью. Если не принимать никаких мер по исправлению положения, то неизбежно выстраивается следующая цепь событий: гастрит – язва – рак Детально о раке – позже, но уже здесь пора заметить, что онкопроцессы (развитие раковой опухоли) наиболее активно протекают при рН в диапазоне 4,8 – 6,3. То есть, при приближении к нейтральному состоянию рН (7,0) Как раз именно такую кислотность создают себе люди, принимающие при повышенной кислотности питьевую соду. Совет они получили от врача, которого не обучили, что такое рак Вот он и обеспечивает безграмотным пациентам убийственные советы.

Все виды и типы болей головы связаны с нарушениями мозгового кровообращения, от мигрени и отравлений – до арахноидита. А о том, что у неё эрозия шейки матки, женщина узнает уже на гинекологическом кресле, так как болевых ощущений не было. Но вот то, что выздоравливающая печень начинает «ныть», видимо, знает от силы один врач на тысячу, и это – ужасно. Итак, нарушив пресловутый кислотно-щелочной баланс, мы не только можем заполучить кариес (знали бы вы, до чего же просто он лечится, да ещё вместе с пародонтозом...), но и переизбыток свободных радикалов. Для их обуздания и существуют антиоксиданты. В роли естественных антиоксидантов выступают уже известные вам витамины, а наиболее мощный – пикногенол – комплекс биофлавоноидов, выделенный из экстракта зёрен тёмных сортов средиземноморского винограда. Пикногенол очень быстро связывает и тем нейтрализует свободные радикалы. Любой антиоксидант, назначенный к приёму, должен контролироваться путём отслеживания динамики изменений состояния организма, как по времени, так и по объективным показателям. Самым безопасным, привычным и распространённым антиоксидантом является витамин С (аскорбиновая кислота), это – единственное досконально изученное вещество, способное полностью защитить структуру клетки от разрушающего воздействия свободных радикалов. Передозировки витамина С маловероятны, к тому же, они моментально отслеживаются, а противопоказания – редчайший случай. Если принимать «правильный» витамин С, то есть – в сбалансированной форме, то антиоксидантный эффект только повысится.

 
 
Надеемся, с механизмом действия все ясно. Но ведь антиоксиданты необходимы не только в борьбе с ВСД, как не только варикозное расширение вен провоцируется прооксидантами. Любое превышение нормы свободных радикалов в локальном участке, где в настоящий момент оно не вызвано жизненной необходимостью, приводит к переокислению. Что это дает? Ведь поддержание кислотно-щелочного баланса в норме важно не только в профилактике кариеса. Переизбыток свободных радикалов – заряженных ионов – и приводит к свободнорадикальным болезням. Важно отметить, что ионы всегда имеют заряд, так что термин «заряженный ион» по смыслу звучит как «масло масляное». Заряд у иона не обязательно отрицательный, положительно заряженных ионов практически столько же, иначе окислительно-восстановительным реакциям было бы невозможно проводиться – не из чего. По сути, ион – часть молекулы, желающая воссоединиться с другой, подходящей, частью, имеющей противоположный заряд. В результате получается необходимая электронейтральная молекула, представляющая собой «кирпичик» нашего с вами организма. Как видите, используем привычные школьные термины. А что делать? Иначе – не поймут... У живого человека свободных радикалов может быть либо норма, либо избыток. Дефицит свободных радикалов приводит к угасанию обменных процессов, Но и избыток – плохо, потому чтопереокисление – следствие многих недугов. Разобравшиеся в ситуации врачи официально признают, что к свободнорадикальным болезням сегодня можно отнести и рак, и диабет, и многие другие, из числа неизлечимых или трудноизлечимых. Как и всякое осознание факта, открытие его вызывает ненужную эйфoрию и новую надежду на панацею. Панацеи не бывает, бывает комплекс. Задача комплексного воздействия – привести все в норму, ибо и излишек, и нехватка – одинаково вредны. А откуда эти самые радикалы берутся? Да просто Fe56 в органическом соединении делает то, что медику и в страшном кошмаре не приснится: он – расщепляет воду! На кислород (окислитель) и водород (восстановитель), причём, делая это именно вблизи той клетки, которой пришло время делиться.